Крупицы мудрости

svyaschennomychenik_aleksii_orlov

Священномученик Алексей - епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии. В миру Алексей Степанович Орлов, сын священника.

Родился 8 (20) февраля 1862 года, в городе Самаре. Окончил Санкт - Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

16 августа того же года рукоположен в сан священника, и состоял на службе в разных храмах города Самары, а затем в сане протоиерея, - в Самарском кафедральном соборе.

В 1922 году овдовел, и в том же году принял монашество.

9 июня 1923 года состоялась его хиротония во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

В конце 1923 года уклонился в обновленчество, и был назначен епископом Бугурусланским, с правом временного управления Самарской епархией.

В 1924 году всенародно, в Самарском кафедральном соборе принес покаяние за уклонение в обновленчество, и был снова принят в общине Русской Православной Церковью в сущем сане.

В 1924 году назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, а с 16 сентября 1927 года - епископом Мамалыжским, викарием Сарапульской (Ижевской) епархии.

Епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, официально значился с 11 (24) 02.1931 г. по 05 (19) 06.1931 г.

По воспоминаниям А.И. Кузнецова, епископ Алексей (Орлов), прибыл в Астрахань в сентябре 1930 года, после ареста временно Управляющего Астраханской епархией епископа Вольского Андрея (Комарова). Фактически все время, пока епископ Андрей находился под стражей, до февраля 1931 года, на епископа Алексея легло бремя управления епархиальными делами.

Епископ Алексей был скромным, обаятельным человеком и за это он пользовался всеобщей любовью верующих. В обхождении он был очень прост, вел аскетический образ жизни, ежедневно служил в храме, главным образом в храме Князя-Владимира, около которого он жил в доме на улице Радищева, 38. Верующие старались приглашать его и в другие приходские храмы, где он любил служить по престольным праздникам. Его постоянное общение с людьми в храмах и у себя дома, создало ему репутацию человека глубокой веры, молитвенника, любящего Церковь и право правящего вверенным ему Христовым стадом.

Внешность епископа также соответствовала его внутреннему духовному облику: высокий рост, пышная, буквально до пояса, борода, белое румяное лицо с добрыми глазами и милой выразительной улыбкой. Он буквально притягивал к себе всякого, кто близко с ним соприкасался.

Но недолго радовал епископ Алексей астраханцев своим служением. Однажды, в канун праздника Сретения Господня, произошел такой случай. Епископа Алексея пригласили служить всенощную в Тихвинской церкви. Он приехал, прихожане встретили его, и служба началась. Вскоре сюда же в Церковь прибыл епископ Андрей (Комаров), утром освобожденный из тюрьмы. Он, никем не встреченный, прошел в алтарь. Что произошло в алтаре неизвестно, но только на литургию вышел епископ Андрей. В церкви поднялся шум, были слышны голоса: «Где епископ Алексей?» Верующие подступили к епископу Андрею и стали требовать его удаления, желая, чтобы службу продолжил епископ Алексей. Владыка Андрей хотел, что-то сказать, но во всеобщем гвалте его не было слышно. Служба была сорвана. Естественно, что этот самый случай никак не мог способствовать хорошим отношениям между епископом Андреем и епископом Алексеем. Владыка Алексей остался в Астрахани на положении викарного архиерея, но служить ему удавалось изредка и только в Князь-Владимирском храме.

Со стороны местных властей шли на него сильные нападки, чему особенно способствовали обновленцы, ненавидевшие владыку за его верность Православию и постоянно клеветавшие на него в соответствующие органы. Вскоре их усилия увенчались успехом, и в апреле 1931 года, епископ Алексей был удален из города. Верующие астраханцы долго не знали, что же послужило тому причиною. Только в 1933 году, из письма самого владыки, они узнали, что же произошло. «Как-то я купил, - писал епископ Алексей, - стопу почтовой бумаги, каждый лист которой был украшен жирной типографической печатью: «Религия - орудие угнетения трудящихся масс». Этот лозунг я искусно переделал, и у меня получилось: «Религия - орудие утешения трудящихся масс». В такой переделке бумага и защеголяла по свету, в моей деловой корреспонденции. Кому - то показалось это вольностью, и я оказался в Сызрани». 5 (18) 06.1931 года епископ Алексей (Орлов) был назначен епископом Сызраньским, викарием Самарской епархии, но и здесь он пробыл недолго. Почти тут же его выслали в Сибирь, в Омск.

11 (24) 08.1931 года он был назначен епископом Омским.

11 августа 1933 года был возведен в сан архиепископа.

24 апреля 1935 года архиепископ Алексей (Орлов) был арестован и приговорен к 5 годам ссылки, в Казахстан.

23 декабря 1936 года он прибыл в г. Мирзоян (современный Тараз). Здесь архиепископ Алексей помогал организовывать «староцерковническую» (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину, составлял списки ее членов, писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. Несмотря на запреты властей, по просьбам верующих совершал требы.

15 мая 1937 года вновь подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», и заключен в тюрьму г. Мирзоян. На допросах архиепископ Алексий своей вины не признал, и показаний на других не дал.

4.9.1937 года был расстрелян близ города Чимкента, реабилитирован 5 июня 1958 года.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых, как священномученик.

Память ему установлено совершать на 22 августа и в день празднования Собора Новомучеников и исповедников Российских.

+7 927 569 11 11

Наши предложения месяца:

По многочисленным просьбам горожан паломнический отдел Епархии организует в августе и сентябре льготные поездки по маршруту: Дивеево - Выша. Продолжительность 4 дня. Стоимость 5500 рублей. 
 
Дополнительно организуется поездка: Оптино - Клыково - Шамордино - Задонск. Продолжительность поездки 5 дней. Стоимость 6500 рублей. Подробнее об изменениях смотрите в графике.
  
 
-Внимание! Требуются трудники в Иоанно-Предтеченский скит с.Николо-Комаровка! Желающие звоните в Центр "Вера, Надежда, Любовь"

 

График работы Центра
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Сб с 10:00 до 17:00

 

График паломнических поездок

  • 22.09 - 24.09 Краснодар (экскурсия по городу, храм Всецарица, святой источник, Соборование, трапеза)
  • 22.09 - 25.09 Ташла - Волгоград
  • 27.09 - 01.10 Муром - Дивеево - Суворово - Сканово

Православный календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Икона дня